Конституция Татарстана: весенняя чистка
7 марта 2006 года
В последний раз Основной закон капитально переписывался четыре года назад, и также весной. Тогда "зачистка" в рамках приведения его в соответствие федеральному законодательству была столь масштабной (непереписанной не осталась практически ни одна статья), что следовало бы говорить не о "внесении изменений и дополнений", а о принятии новой Конституции. Но так не говорили: официальная идеология гласит, что новую Конституцию РТ можно принять только путем всенародного референдума.
На этот раз представление Кафиля Амирова "об устранении нарушений Конституции РФ и федеральных законов" вышло также весьма объемным - десяток страниц текста. Однако по большей части речь идет лишь о формальной правке Конституции РТ. Большинство статей, нуждающихся в коррекции, - о деятельности судов, прокуратуры, общественных организаций, об осуществлении прав собственности и об ограничении монополистической деятельности - нисколько не противоречит федеральному законодательству по своему содержанию. Просто их, как полагают в прокуратуре, вообще не должно быть в Основном законе республики, поскольку все эти вопросы регламентируются исключительно на уровне Федерации.
Наиболее существенной из упомянутых в представлении прокурора конституционных норм является 21-я статья: "Республика Татарстан имеет свое гражданство". Она уцелела от "старой" Конституции (когда предполагалось, что "гражданство РТ" может присваиваться за некие заслуги и негражданам России) и уже становилась предметом судебного рассмотрения. В частности, весной 2003 г. Конституционный суд РТ по просьбе группы депутатов Госсовета растолковал, что Татарстан как "республика (государство), объединенная с Российской Федерацией и являющаяся ее субъектом", вполне может иметь собственное гражданство. Пусть даже это гражданство и является автоматически достоянием любого гражданина России, приехавшего жить в Татарстан. Однако прокуратура осталась при классических представлениях о гражданстве как атрибуте полностью суверенного государства.
Справедливость требует признать, что от отмены "гражданства по-нашему" жителям Татарстана не станет ни горячо, ни холодно. Однако этот след былого суверенитета был особо дорог как память президенту, чем и объяснялась живучесть 21-й статьи. Вероятно, теперь это отношение изменилось.
Прокурорское представление не планируется выносить на ближайшее заседание Госсовета. Прежде по уже наработанной схеме будет создана комиссия по очередному изменению Конституции РТ.
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"